Всё о психологии во Владивостоке Главная страница
О проекте Сотрудничество Форум
Всё о психологии во Владивостоке / Помогающие профессии / Социальный работник
Психологическое консультирование
Помогающие профессии
Социальный работник

Принципы нондискриминации в консультировании по проблемам межличностных отношений

Автор, И.С. Куприянова, Гендерно-чувствительная социальная работа. Саратов, 2003.


Профессиональная деятельность социального работника в значительной степени сложная и ответственная область профессиональной деятельности, требующая соответствующего образования и профессионализма. В своей работе соцработнику приходится соприкасаться с закрытыми от посторонних, интимными сторонами жизни человека. Часто в процессе взаимодействия клиент открывает важнейшие аспекты своей жизни, ставит себя в зависимость от реакции и последующих действий социального работника, поэтому мы должны осознавать свою ответственность перед ним. Осознавая, что в процессе взаимодействия происходит взаимное влияние и клиент находится в уязвимом положении, соцработник строго придерживаются этических принципов. Основополагающий этический принцип "уважение" обусловливает обязательный нондискриминационный подход. Дэйвис Д. обращает внимание на то, что "работа с людьми, к которым специалист не может отнестись с достаточным уважением и чья система ценностей противоречит его собственной, является проявлением профессиональной некомпетентности" [1]. В силу этого социальным работникам крайне важно слышать отличные от господствующих мнения и осознавать ценность иных форм мышления, позволяющих понять смысл и ценность опыта и взаимоотношений нетипичных людей и тем самым помочь каждому сделать свой собственный выбор.

В настоящее время консультирование является востребованной составляющей социальной работы, в частности - консультирование по проблемам межличностных отношений. Основной задачей консультирования является помощь людям, испытывающим трудности в повседневной жизни. Спектр решаемых проблем довольно широк.

Отсутствие продуманной, отлаженной системы профессиональной подготовки консультантов, недостаточная разработанность регламентирующей и рекомендательной документальной базы (основы), недостаточность научно-методической базы вынуждают консультанта действовать на свой страх и риск. Полезно осмыслить, что сложившаяся ситуация может стать полезной, дав развитие творческому поиску, профессионализации, но может и быть дискредитирующей профессиональной несостоятельностью, несоблюдением этических и нондискриминационных принципов. Для успешной работы консультанту необходимо прояснить собственную профессиональную позицию, осознавать стереотипные установки, системы ценностей консультанта и клиента не должны находиться в оппозиции друг к другу. Стереотипы, установки, предрассудки консультанта, реализуясь в поведении, оказывают влияние на клиента и могут причинить ему вред. Рефлексия и осознание данной проблематики является значимой предпосылкой развития консультативной службы и института социальной работы.

Рассмотрим принципы межличностного консультирования в контексте исключения дискриминации.

Дискриминация может выражаться в негативном восприятии членов определенных групп и в существующих против них предрассудках (гендерных, национальных, расовых и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия [2]. "Слово дискриминация обозначает то, когда мы отказываем отдельным людям или целым группам людей в уважении наравне с другими людьми (Allport,1954). Предрассудки связаны с проявлением антипатии, основанной на ложных и ригидных обобщающих суждениях. Они могут ощущаться или проявляться в поведении. Они могут быть связаны с группой в целом или с отдельным человеком, поскольку он является членом этой группы (Allport,1954)" [3]. Очевидно, что специалист, работающий с той или иной группой, должен строить свою работу, избегая стереотипов и предрассудков, основываясь на объективных данных. Согласно этическому кодексу социальной работы, социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, убеждений, сексуальной ориентации, психических или физических недостатков, чтобы расширить личностные возможности всех людей, с особым вниманием относясь к тем, кто испытывает трудности и проблемы [4]. Общие требования руководства по этике профессиональной деятельности Института консультирования в этой связи предписывают консультанту "иметь разумное уважение/эмпатию относительно системы ценностей клиента и его ожиданий; не позволять таким факторам, как пол клиента, его сексуальная ориентация, неправоспособность, религиозные убеждения, раса, этническая принадлежность, возраст, происхождение, политические взгляды, социальное положение и т.п. - влиять на предоставление и качество предлагаемых услуг; одновременно уметь проявлять соответствующее уважение к требованиям общественной морали, социальных обычаев и культурных норм; способствовать росту самостоятельности клиента" [5].

Принципы нондискриминации предполагают конструктивное взаимодействие клиента и консультанта, активизацию возможностей и ресурсов. При этом очевидно, что личность консультанта является важной составляющей процесса консультирования. Как отмечает Кочюнас Р., "каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования" [6]. По мнению G. Corey (1986), консультант должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам; важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики [7].

Исходя из рассматриваемой темы, мы обращаемся к установкам консультанта относительно различных аспектов межличностных отношений. Это могут быть следующие аспекты: жизненные стили, социальный и брачный статус, гендерные характеристики, культурные особенности. Таким образом, мы приходим к пониманию, что раса, этничность, класс, религия, вероисповедание, национальность, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, состояние здоровья, а также предшествующий социальный опыт должны учитываться консультантом. Кроме того, представляется полезным обратить внимание на то, что клиент не обязан предоставлять информацию консультанту по вопросам, связанным со своими характеристиками, влекущими нетипичный социальный опыт.

Наиболее разработаны нондискриминационные принципы, на наш взгляд, в феминистской социальной работе. "Феминистская социальная работа ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским отношениям между клиентом и специалистом, а также психоаналитической социальной работе, нацелена на активное изменение отношений, процессов и институтов социального, в т. ч. гендерного неравенства. Практика феминистской социальной работы основана на принципах переосмысления власти, равноценности процесса и конечного результата, экосистемного подхода, переопределения, убежденности в том, что личное есть политическое" [8]. Реализация принципов феминистской социальной работы позволяет строить равноправные отношения в процессе консультирования.

Исходя из вышесказанного мы формулируем следующие основные принципы нондискриминации в консультировании по проблемам межличностных отношений в социальной работе:

  • консультант должен отказаться от патриархатных установок и стремиться к установлению равноправных взаимоотношений с клиентом и признанию приоритетной систему ценностей клиента;
  • консультант должен с уважением относиться к особенностям жизненного стиля клиента;
  • консультант не должен работать с клиентом, если его система ценностей находится в оппозиции;
  • консультант должен прояснить собственные установки относительно основных вопросов: жизненные стили, социальный и брачный статус, гендерные характеристики, культурные особенности;
  • консультант должен осознавать, что отличие от традиционных стилей межличностных отношений влечет за собой иные социальные ценности, культурные парадигмы, альтернативные образы жизни;
  • консультант должен допускать возможность альтернативных форм межличностных отношений, не должен экстраполировать традиционные социальные ограничения с которыми привык работать на всех автоматически.

Для мониторинга реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, мы провели небольшое исследование, целью которого было осуществление анализа практик межличностного консультирования в социальной работе на предмет наличия или отсутствия явной или скрытой дискриминации.

Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что в процессе межличностного консультирования имеет место дискриминация - явная или скрытая - некоторых социальных групп, несмотря на декларации о следовании мировым стандартам предотвращения дискриминации в социальной работе, реализации прав и свобод человека. Для достижения цели работы мы провели интервью с консультантами и людьми, воспользовавшимися в той или иной момент своей жизни услугами консультантов по вопросам межличностных отношений. Вопросы, задаваемые консультантам, касались в основном стиля и практики их работы, а также их собственных чувств и отношений к различным ситуациям, возможным в процессе консультирования. Клиентов, воспользовавшихся услугами консультанта по вопросам, связанных с межличностными отношениями, мы спрашивали об этом опыте и переживаемых чувствах, о том, каким они хотели бы видеть консультанта и сервисы, предоставляющие консультативные услуги.

Как показали ответы консультантов, актуальной проблему дискриминации в межличностном консультировании они не считают. Все наши респонденты уверены в том, что в их работе принципы нондискриминации соблюдены, но они спокойно признают, что не стремятся сознательно избегать дискриминации в своей работе. Такие результаты экспертных интервью заставили нас усомниться в необходимости обсуждения принципов нондискриминации в консультировании. Тогда для получения полной картины мы обратились к мнению другой, по определению - равноправной стороны процесса консультирования, к клиентам. Анализ полученной информации подтвердил нашу гипотезу о наличии дискриминации в практиках консультирования.

Оказалось, что дискриминация в процессе консультировании по межличностным отношениям присутствует, но практически не осознается консультантами. Также процесс консультирования не свободен от трансляции гендерных и других стереотипов, влияния ригидных установок консультанта на клиента. В основе взаимоотношений консультант-клиент зачастую лежат патриархатные установки. Имеется явный разрыв между вербальными заявлениями консультантов о соблюдении нондискриминационных принципов и практикой консультирования, не исключающей возможность дискриминации по ряду признаков. Зачастую дискриминационная практика не распознается как таковая ни клиентом, ни консультантом. Значительная часть наших респондентов не могла обозначить ситуацию дискриминации, четко вербализовать. Отвечая на вопрос не осознавали, что данная ситуация является дискриминирующей, но приводили примеры прямой дискриминации. Характерно восприятие такой ситуации как само собой разумеющейся, типичной, неизбежной. В нашем исследовании мы смогли выделить дискриминирующие практики на основании пола, возраста, сексуальной ориентации.

Отсутствие в отечественной практике консультирования традиции равноправных отношений, равноправного диалога консультант-клиент - одна из причин того, что принятие ценностей открытого отношения, обеспечения свобод и прав происходит медленно и противоречиво. Повысить эффективность и улучшить качество работы консультанта по вопросам межличностных отношений можно через привлечение внимания к проблеме, информирование о принципах нондискриминации, введение в учебные планы акцента на эти проблемы. "Образование является одним из важнейших социальных институтов, выполняющих функции трансляции основной системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому, обучения определенным знаниям и умениям, развития способности людей, самореализации и творчества" [9], поэтому необходимо уделять особое внимание обучению будущих социальных работников основам нондискриминационного подхода. Несоблюдение принципов нондискриминации может нанести ущерб клиенту. Соблюдение принципов улучшает качество социальной работы, качество жизни, повышение профессионализма деятельности. Таким образом, становится очевидна необходимость рассматривать данную проблему в учебных программах социальных работников, психологов, медиков.

Рекомендуется обратить внимание на присутствие в обсуждении следующих ключевых тем:

  1. Доступность консультативных услуг и исключение дискриминации по социальному положению.
    В процессе подготовки данной работы мы предприняли попытку получения информации о возможности консультативной помощи традиционным путем - с помощью справочной службы 09, попросив координаты сервисов города, оказывающих консультации по межличностным проблемам, в результате был назван только Центр экстренной психологической помощи "Телефон доверия" 24 37 90, 083. Затем мы воспользовались справочной 003, итогом 7-минутного ожидания стали координаты Медицинского Центра "Здоровье", первичная консультация психолога в котором обойдется в 367 рублей, каждая последующая - 178, плюс 157 рублей за тестирование. Поисковая система saratov.sherlook.ru (обращение к ресурсу 2002-07-21) на запрос "консультирование" вывела четыре сервиса - Центр экстренной помощи "Телефон доверия" 083 и Подростковый кабинет городского психоневрологического диспансера (консультации для подростков 15-18 лет), два других оказались расположенными в г.Энгельсе. Из этого мы видим, что квалифицированная консультация по вопросам межличностных отношений в нашем городе не является доступным для всех ресурсом, даже информацию о ней получить непросто. Вопросы для обсуждения:
    • По Вашему мнению, каким образом клиенты должны получать информацию об оказываемых консультационных услугах? Как это происходит на практике?
    • Насколько сегодня доступна консультативная помощь?
    • Что Вы можете предложить для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
  2. Характеристики консультанта. Показатели профессионализма.
    По мнению наших респондентов, консультант должен обладать таким набором качеств: "доброжелательность, компетентность, умение почувствовать душу клиента"; "необходимо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и доносить себя до другого"; "ответственность, гибкость"; "должен быть умным и сильным, профессионалом в своем деле"; "главное владение техникой, от личных качеств ничего не зависит в итоге. На характере работы характер консультанта очевидно отражается, на стиле, но владение техникой есть или нет, это главное"; "психическая адекватность, развитое мышление, умение настоять на принятом решении". Показателем профессионализма наши респонденты склонны считать компетентность, успешность, наличие клиентов и удовлетворенность своей работой.
    Вопросы для обсуждения:
    • На Ваш взгляд, какие качества необходимы консультанту в работе?
    • Что на Ваш взгляд, является показателем профессионализма консультанта?
    • При каких условиях Вы откажетесь от работы с клиентом, что может оказаться поводом для отказа? как сказать клиенту об этом? Следует ли называть клиенту истинную мотивацию отказа от работы с ним?
    • Должен ли консультант продолжать работу, если клиент ему неприятен?
  3. Характеристики клиента, которые необходимо учитывать в процессе консультирования.
    Ответы на вопрос интервью "Обращаете ли Вы внимание в своей работе на такие особенности, как пол клиента, его сексуальная ориентация, неправоспособность, религиозные убеждения, раса, этническая принадлежность, возраст, происхождение, политические взгляды, социальное положение? Каким образом, почему?" оказались довольно противоречивыми и несколько неожиданными. Две трети консультантов считают, что перечисленные особенности не имеют прямого отношения к процессу консультирования и могут быть отмечены только "если, конечно, это напрямую связано с тем, с чем клиент к нам обратился за консультацией". В ответе на этот вопрос видно противоречие с ответами на предыдущие, например, "очень разные проблемы… Это очень зависит от многих причин. Например, у школьников, подростков они отличаются от их родителей, от среды воспитания многое зависит, от конкретного случая даже". Иного мнения придерживается другой наш респондент: "Не может быть мелочей, необходимо учитывать все, даже незначительные нюансы и полутени. В моей практике бывали случаи, что упустишь что-то и работа не идет, топтание на месте, а потом раз, уловил незначительную детальку, а здесь то именно и собака зарыта. Только никогда не знаешь, где именно".
    Вопросы для обсуждения:
    • С какими из приведенных мнений Вы согласны, а с какими нет? Почему?
    • По Вашему мнению, должен ли консультант в своей работе обращать внимание на такие особенности, как пол клиента, его сексуальная ориентация, неправоспособность, религиозные убеждения, раса, этническая принадлежность, возраст, происхождение, политические взгляды, социальное положение? Каким образом почему?
    • Считаете ли Вы проблему дискриминации в межличностном консультировании актуальной?
    • Необходимо ли сознательно избегать дискриминации в своей работе? Что нужно делать для этого?

Далее предлагается рассмотреть и обсудить несколько реальных случаев.

Кейс 1. Женщина обратилась за консультацией в связи с ухудшением отношений с супругом, причиной чего, на её взгляд, стали проблемы с воспитанием дочери-подростка, а также аборт на позднем сроке беременности, произведенный по медицинским показаниям: "Муж сказал, что я нагуляла "подкидыша", потому и на аборт пошла, якобы поняла, что мне это "не сойдет с рук". Он с самого начала не хотел его, а я хотела, обрадовалась даже. Маринка то вон уже взрослая, от рук отбивается. Да и она тоже постоянная причина наших скандалов. Вроде бы с ерунды начинается, а получается скандал. Тошно мне от всего этого стало".
Результатами консультирования клиентка осталась довольна, тепло отзывается о консультанте: "Она не в первый раз помогает мне. Очень внимательная, добрая, но требовательная. Не дает раскисать от жалости к себе, после общения с ней я задумываюсь, и это как-то и на домашних отражается тоже… Потом начинаю делать что-то, всё в руках горит, а потом проблемы и нет уже. Перед этим уже почти до развода дело дошло, а так вроде бы притерпелась. И хорошо всё более или менее".
И: Консультант повлиял на Ваше решение о разводе?
Р: Ну да, она отговорила меня от этого шага. Говорит, ну что это ты, потерпи, всё наладится ещё. Да и дочери без отца плохо будет. Я подумала, и правда, и так она у меня оторва та ещё, а так совсем от рук отобьется. Да и куда я одна, что делать буду, с работы могут уволить в любое время, квартира у нас "хрущевка", никак на две не поделить, морока одна с этим разводом и ничего больше не вышло бы.

Кейс 2. Вторая наша респондентка обратилась за консультацией к тому же консультанту, что и предыдущая.
Проинтервьюированная нами женщина. Причиной обращения послужил прогрессирующий алкоголизм супруга, на фоне которого муж стал совершать неадекватные поступки, выгонять её из дома, угрожать, предъявлять немыслимые требования (супругу 74 года, в браке прожили 43 года). Недовольства результатом консультации не высказывает, но говорит, что "легче не стало". На вопрос о том, к какому решению привела консультация, отвечает "да какое тут может быть решение. Ну вот она мне говорит, что мол бабья доля такая, куда ж ты его бросишь, куда пойдешь, мол детям проблем только будет от меня. А какие от меня проблемы детям, наоборот я им подсоблю, чай не такая я уж и старая, кой-чего могу ещё. А умирать то может и вернусь. А он пусть один пожил бы, поглядел каково это одному то жить, глядишь бы и одумался. Я ему так и сказала, он покричал, покричал, а вечером смотрю - выпимши, но не пьяный так чтоб совсем, и спать рано лег. Поживем-увидим, что дальше то будет".

Кейс 3. Гомосексуальная женщина обратилась за консультацией в связи с трудностями в межличностных отношениях.
"Однажды я оказалась в весьма затруднительной для меня ситуации: любимая девушка, не будучи готовой к переходу к более близким отношениям, после разговора на данную тему объявила мне, что она совершенно гетеросексуальна, а я - лесбиянка, тем не менее, она впала в истерику и депрессию, после чего общение - к тому времени достаточно близкое - практически прекратилось, так как она меня избегала, всё время плакала и на все мои попытки что-либо выяснить или поговорить ещё больше закрывалась. Отношения заходили в тупик, и я, поняв, что мои силы недостаточны для того, чтобы справиться с ситуацией и разрешить конфликт, чтобы вернуть отношения и сохранить их, отправилась за помощью и поддержкой в Центр планирования семьи". С этой проблемой респондентка обращалась к трем консультантам, её рефлексию работы которых мы представляем вашему вниманию. "Вкратце могу привести некоторые основные моменты и высказывания специалиста. Она сказала, что нет ничего удивительного в том, что две женщины лучше понимают друг друга, чем женщина и мужчина - они и ближе, и много друг о друге знают. А "строительство" отношений с мужчиной - это труд и ответственность. Они продуктивны - семья, дети и так далее - это отношения, которые приводят куда-то. А быть лесбиянкой - это просто и ныне популярно, много сейчас таких женщин, которые себя таковыми называют и этим ещё и гордятся. Хотя на самом деле всё это не так - мне просто не хочется брать на себя ответственность за серьезные отношения с мужчиной плюс секс с женщиной, видимо, тоже играл свою роль, так как многие готовы на всё ради физиологического удовольствия. Мне привели в пример девочку с тяжелой судьбой, которая не хотела быть девочкой, носить платья и так далее. А так как я, судя по всему, к подобным не отношусь, то ни какая я не лесбиянка. И в конце концов мне предложили пойти и обдумать этот вопрос и заняться чем-нибудь более продуктивным. И прийти через неделю". Полученная консультация, по мнению клиентки, не помогла решить проблему и она "снова отправилась к психологу, на сей раз выбрав другого, с кем я ещё не имела дела". В результате она узнала, что "если я себя считаю лесбиянкой, мне нужно не к психологу, а к сексопатологу - пройти тесты и так далее, а потом уже приходить, так как проблема сложная и запутанная и ОНИ С ЭТИМ НЕ РАБОТАЮТ*". Проблема снова не была решена: "К сексологу мне идти не хотелось, так как я в этом проблемы не ощущала. А вот проблема, меня беспокоящая так и осталась нерешенной". После третьей попытки респондентка "всё же не жалела о своем походе - по крайней мере, разговор не уводили в сторону и не сомневались в моих гомосексуальных наклонностях".

После каждого из приведенных кейсов предлагаем следующие вопросы для обсуждения:
- Как Вы можете оценить работу консультанта в приведенном случае?
- Назовите дискриминирующие установки и стереотипные представления консультанта, если Вы их обнаружили.
- Предложите свой способ консультирования в приведенном случае, исключающий дискриминацию.

Потом происходит возвращение участников в группы и "клиент" пытается спровоцировать консультанта на проявление любой формы дискриминации, "консультант" стремится не допустить этого. Можно предварительно раздать участникам карточки с описанием их роли. Затем участники меняются ролями. В завершении упражнения происходит возвращение участников в круг и обсуждение результатов, групповая рефлексия. Тренер обращает внимание на ключевые моменты.
Вопросы для обсуждения:
- Опишите, пожалуйста, представленный случай и Ваш процесс работы с ним.
- С какими дискриминирующими практиками Вы столкнулись?
- Что Вы при этом чувствовали?
- Предложите свой способ консультирования в приведенном случае, исключающий дискриминацию.

На обсуждение следует оставлять достаточное количество времени, чтобы у всех участников была возможность поговорить о тех аспектах консультирования, которые вызывают у них затруднения. Тренер также может принимать участие в выполнении упражнений, если считает это необходимым.

Завершая тренинг, участники должны принять решение о применении ими в дальнейшем навыков нондискриминационного консультирования. Для этого после обсуждения результатов упражнений тренер фиксирует, что современная практика консультирования не всегда исключает явную или скрытую дискриминацию и предлагает участникам высказывать всевозможные варианты решения данной проблемы. Таким образом участники формулируют собственные нондискриминационные принципы, которых будут придерживаться в своей профессиональной деятельности.

Завершение: участникам предоставляется 5 - 15 минут на вопросы, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнений.

Реализация предложенных методов позволит усвоить нондискриминационные принципы, осознать их необходимость как основы деятельности социального работника, в частности - консультанта, сформировать мотивации для использования их в своей практике, актуализировать несовместимость дискриминации и гуманистических оснований социальной работы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. "Розовая психотерапия": Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / под ред. Д.Дэйвиса, Ч.Нила. Спб: Питер, 2000
  2. Словарь гендерных терминов / под ред. Денисовой А.А./ Региональная общественная организация "Восток - Запад: Женские Инновационные Проекты". М: Информация - ХХI век, 2002
  3. Цит. По "Розовая психотерапия": Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / под ред. Д.Дэйвиса, Ч.Нила. Спб: Питер, 2000
  4. Профессионально-этический кодекс социального работника России, принятый Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г. Цит. По http://www.neuro.net.ru/sexology/info088.html
  5. Руководство по этике профессиональной деятельности института консультирования (как зонтичной национальной организации европейской ассоциации по консультированию) http://www.psyclub.net/ethikal.shtml обращение к ресурсу 2002-06-20
  6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М: Академический проект, 1999
  7. Цит. По Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М: Академический проект, 1999
  8. Словарь гендерных терминов / под ред. Денисовой А.А./ Региональная общественная организация "Восток - Запад: Женские Инновационные Проекты". М: Информация - ХХI век, 2002
  9. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований / РАН ЮНИОН, Саратов. Гос. Техн. Унт. Центр соц. Политики и гендерных исслед. М, 2001
  10. Подготовлено с использованием пособия Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. Спб: "Питер", 2002


Rambler's Top100

© 2004-2005
Все о психологии во Владивостоке
[email protected]